Академик Алексей Николаевич Крылов

В НОГУ С ЖИЗНЬЮ

Напечатано в газ. "Известия" 8 января 1941 г.
По указанию А.Н. Крылова включено в список его работ при книге о нем (изд. 1944 г.).

За последние пять лет мною написана и издана 51 работа. Некоторые из них довольно обширны, достигают 35-40 печатных листов. В известной мере эти работы связаны со всей моей предыдущей научной, практической и педагогической деятельностью.

Законченная мною работа о динамическом уравновешивании роторов гироскопов целиком подсказана практикой сегодняшнего дня. Гирокомпас сейчас довольно широко применяется при снабжении крупных кораблей. Но для того чтобы им можно было пользоваться и вполне ему доверять, необходимо ротор гирокомпаса тщательно уравновешивать. Я и дал ряд практических указаний, как производить это уравновешивание *.

* Имеется в виду работа "О теории гирокомпаса..." (Труды, т. II, ч. 1, стр. 127 и сл.).
Ленинградский кораблестроительный институт недавно издал мою книгу о вибрации судов. Этот вопрос был у нас в России впервые разработан мною в 1900 г.

В связи со 150-летием со дня смерти Эйлера я перевел с латинского его сочинение "Новая теория Луны", изданное в 1772 г. Из этой работы я извлек ее чисто математическую часть. Все применявшиеся Эйлером методы решения очень сложных дифференциальных уравнений могут быть применены и при решении различных технических вопросов, возникающих в паши дни. Желая облегчить работу нашим инженерам, которые захотели бы воспользоваться трудами Эйлера, я снабдил перевод примечаниями и дополнениями.

В 1938 г. я закончил работу о возмущениях показаний магнитного компаса, происходящих от качки корабля на волнении *. Я подробно разобрал вопрос о том, что необходимо делать, чтобы магнитный компас был спокоен при качке. Сейчас печатается большая моя работа о теории гирокомпаса Аншютца. Написана она главным образом для надобностей одного из наших заводов, на котором делаются гирокомпасы. Одновременно печатается моя работа о качке корабля и способах ее успокоения.

* "Возмущение показаний компаса..." - включено в Труды (т. II, ч. II, стр. 153 и сл.).
Для надобностей того же завода мною было начато и теперь на три четверти закончено исследование того, как ведет себя на качающемсякорабле карданов подвес, на котором подвешивается множество разных предметов, начиная от кинкеток весом около одной четверти килограмма и кончая некоторыми предметами боевого назначения весом около 40 т. Как видите, диапазон громадный. И не удивительно, что моя работа уже разрослась до пяти печатных листов. Думаю остальные два листа закончить в кратчайший срок *.
* Работа "Карданов подвес на корабле" (подписана 12 апр. 1941 г.) осталась в нескольких рукописных вариантах. Опубликована в 1953 г. {Труды ВМАКВ, вып. VI, стр. 7-112, около 6 авт. л.) под ред. А. Коржова, который заявляет: "Ал. Ник. уделял много внимания вопросам теории кардановых подвесов... многие полученные им выводы являются оригинальными и не потеряли своей поучительности до настоящего времени".
Это планы на ближайшее время. А вот на днях пришел ко мне мой приятель, молодой профессор Военно-морской академии. Случайно речь зашла о ходовых испытаниях судов, и я ему рассказал про некоторые мало известные случаи, которые мне приходилось или наблюдать, или разбирать. Вот один из них. В 1912 г. эскадренный миноносец "Новик" шел 21-узловым ходом из Гельсингфорса в Ганге *.
* Дальнейший рассказ изложен в очерке "О волновом сопротивлении..."
Рассказал я моему приятелю и ряд других случаев. Он нашел, что мною рассказанное надо немедленно записать и напечатать в "Морском сборнике". Такие внеплановые работы постоянно требуются практикой, особенно в морском деле, которое есть дело живое.

Недавно я отдыхал в подмосковном санатории, где мне в силу сложившихся обстоятельств пришлось сделать работу по баллистике. Вместе со мною в санатории находился один из руководителей строительства Дворца Советов. Он рассказал мне, что их затрудняет вопрос об укреплении 100-метровой фигуры В.И. Ленина. Он мне показал схему того, как предполагается ее закрепить. Однако это решение мне показалось недостаточно удачным. Я предложил свой метод крепления фигуры, придерживаясь кораблестроительной практики. Моя работа была одобрена *.

* Письмом от 18 декабря 1940 г. зам. начальника строительства Дворца Советов Г.Б. Красин пригласил А.Н. Крылова к участию в заседаниях по обсуждению конструкции статуи В.И. Ленина. Алексей Николаевич составил "Записку об укреплении статуи Ленина на Дворце Советов". На авторской копии "Записки" - пометка: "Передано строительству Дворца. 1941" (Арх., оп. 1, № 201); рукопись каранд., 6 л. расчеты, чертежи.
Как-то ко мне приехал инженер Бронников, один из строителей Володарского моста в Ленинграде. Он затруднялся решить вопрос о том, как ставить кессон *. Казалось бы, какое дело кораблестроителю и академику, занимающему кафедру математической физики, до постановки кессонов и мостовых ферм? Но я плавал еще на парусных судах. Мне приходилось участвовать во вводе судов в ворота военной гавани в Кронштадте, в кронштадтские доки, и я усвоил приемы мастеров этого дела.
* Мост строился в 1936 г. (см. заметку "К постройке Володарского моста в Ленинграде", сб. "Эпрон", 1936, т. XVI-XVIII, стр. 52).
При опускании кессона для правого быка разводной части бывшего Дворцового, ныне Республиканского, моста кессон стал неправильно; течением его завернуло на 22 градуса. В числе строителей был один инженер, мой ученик по Институту инженеров путей сообщения. По поручению главного строителя он и обратился ко мне с просьбой помочь в этом деле.

Осмотрев кессон и ознакомившись со способом, который был применен для его постановки, я выразил удивление, что кессон не утоплен. Меня спросили, как быть. Я ответил,что дня через три все будет готово. Товарища морского министра я попросил предоставить мне на один или два дня портовую баржу, кран, якоря, цепи и разрешить моему бывшему соплавателю, такелажмейстеру порта, принять участие в этой работе. Министерство согласилось. Два дня ушло на подготовку, после чего потребовалось меньше тридцати минут, чтобы поставить кессон в точности на место, пользуясь силою течения Невы.

Этот опыт дал мне возможность оказать помощь и при строительстве Володарского моста, после чего вместе с инженером Бронниковым мы написали работу, в которой теоретически обобщали нашу практику.

Сейчас этот теоретический труд опять пригодился. Несколько дней назад я получил письмо от одного московского инженера. Он просит меня помочь ему при решении вопроса об организации работ по установке кессонов и мостовых ферм. На все эти вопросы он найдет ответ в нашей брошюре *.

* Статья "Поверительные расчеты по постановке моста им. Володарского" написана в июле 1933 г.; опубликована в книге "Постановка кессона моста им. Володарского в Ленинграде" (Изд-во АН СССР, 1934, стр. 5-33; там же статья строителя моста, инж. Д.В. Бронникова), включена в Труды (т. IX, ч. 2). А.Н. Крылов участвовал также в 1911 г. в экспертной комиссии при постройке моста Петра Великого в Петербурге (см. кн, "Мост Петра Вел. через Неву в СПб.". Пб., 1913, стр. 22 и 91).

Недаром учат нас связывать теорию с практикой. Тот, кто этого не делает, тот отрывается от жизни, впадает в схоластику.
 


Воспроизведено по изданию:
Академик А.Н. Крылов. Воспоминания и очерки. Изд. АН СССР, М., 1956 г., стр. 325


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!