ПРИРОДА

Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [09] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ
Второе рождение объекта Сакураи
Впервые сделан снимок экзопланеты? Вибе Д.З.
Пряжа из многослойных нанотрубок
Вида - два, морфология - одна
База кариологических данных о голосеменных. Князева С.Г., Муратова Е.Н.
Реконструирован вирус «испанки» 1918 года
Пауки-скакунчики - двойное исключение. Марусик Ю.М.
Дыхание Амазонки. Гиляров А.М.
Чтобы в море не тонули корабли. Померанец К.С.
Петроглифы азиатского Заполярья. Дэвлет Е.Г.

Астрофизика

Второе рождение объекта Сакураи

Переменную звезду V4334 Стрельца часто называют объектом Сакураи - по имени японского любителя астрономии Юкио Сакураи (Yukio Sakurai), открывшего ее 20 февраля 1996 г. в момент внезапного усиления яркости. Строго говоря, объект Сакураи - уже не «полноценная» звезда. Это молодой белый карлик, т.е. состоящее из вырожденного вещества ядро солнцеподобной звезды, исчерпавшей термоядерное топливо. Примерно у 10-20% таких звезд превращение в белый карлик должно сопровождаться значительным увеличением блеска - так называемой «финальной» гелиевой вспышкой. Она происходит, когда в гелиевом слое, окружающем вырожденное ядро, начинается термоядерная реакция превращения гелия в углерод. Выделение энергии усиливается благодаря перемешиванию: вызванная горением гелия конвекция распространяется до внешней оболочки звезды и приносит в горящий слой водород, который становится дополнительным термоядерным топливом.

В целом процесс «вспышки» состоит из нескольких этапов, продолжительность которых, согласно имеющимся моделям, должна насчитывать не одно столетие. Но объект Сакураи отказался следовать предписанному сценарию. На нем связанные со вспышкой события произошли примерно в 100 раз быстрее - в течение всего лишь нескольких лет. По мнению автора одной из подобных моделей Ф.Хервига (F.Herwig; Калифорнийский университет, США), ошибка моделирования связана с несовершенством учета перемешивания гелия и водорода. Применив усовершенствованные методики, Хервиг и его коллеги существенно уточнили модель и сумели предсказать некоторые наблюдательные особенности объекта Сакураи, в частности быстрое повышение его температуры после окончания вспышки и постепенную ионизацию газа в окрестностях объекта. Эти особенности действительно были обнаружены в ходе наблюдений молодого белого карлика на радиотелескопе VLA (Very Large Array - Очень большая система).

Согласно обновленной модели, после нынешнего повышения температуры объект Сакураи ожидает в близком будущем еще один цикл охлаждения и разогрева, после чего он окончательно превратится в белый карлик. Предполагаемая продолжительность этого цикла - около 200 лет. Однако и в этот раз нельзя гарантировать, что события пойдут по намеченному графику. Фаза «последней» вспышки в слоевом источнике горения гелия очень кратковременна, и потому вероятность застигнуть звезду на этом этапе крайне мала. За всю историю астрономии подобное явление ученым удалось наблюдать лишь трижды.

Science. 2005. V.308. P.231 (США)

Астрономия

Впервые сделан снимок экзопланеты?

Все известные экзопланеты обнаружены косвенными методами - по колебаниям лучевой скорости звезды или по ослаблению ее света проходящей перед ней планетой. Эти методы неоднократно проверены и взаимно подтверждены, однако астрономы предпочли бы, конечно, получить непосредственное изображение экзопланеты, что сделать чрезвычайно трудно: как правило, планета теряется в блеске родительской звезды. Чтобы частично разрешить проблему, астрономы сосредоточили усилия на очень молодых планетах - они намного горячее и ярче более старых объектов той же массы, и поэтому их легче обнаружить.

Весной 2005 г. сразу две группы астрономов сообщили о том, что первые снимки внесолнечных планет наконец получены. Точнее, первое сообщение о прямом наблюдении внесолнечной планеты было опубликовано еще в 2004 г. Международная группа астрономов с помощью 8.2-метрового телескопа VLT обнаружила крохотный красноватый объект вблизи молодого коричневого карлика 2M1207 из звездной ассоциации TW Гидры. Слабый компаньон, названный 2M1207b, оказался в 100 раз более тусклым, чем сам коричневый карлик. В его спектре сильны линии молекул воды, а значит, температура объекта невысока. Сопоставление общего распределения энергии в спектре и данных о спектральных линиях с результатами эволюционных моделей показало, что объект 2M1207b - это планета массой в пять масс Юпитера.

Критичным параметром расчетов является расстояние до объекта. Первооткрыватели 2M1207b исходили из того, что планета находится на том же расстоянии, что и коричневый карлик. Однако для подтверждения реальности связи между этими объектами требовались дополнительные наблюдения. Они были проведены той же группой европейских и американских астрономов с помощью системы адаптивной оптики, установленной на 8.2-метровом телескопе VLT-Йепун, - такое устройство устраняет искажения, вносимые атмосферной турбулентностью, и позволяет делать очень четкие снимки в ближнем инфракрасном диапазоне.

Группа получила новые изображения в феврале и марте 2005 г. и по ним определила величину видимого движения коричневого карлика по небу и относительное положение компаньона (Astron. and Astrophys. 2005. V.438. P.L25). Наблюдения с высокой точностью для трех различных моментов (апрель 2004 г., февраль и март 2005 г.) доказали, что изменений в относительном положении двух объектов нет, т.е. оба объекта движутся в пространстве в одном направлении. Именно так и должно быть, если 2M1207b связан с коричневым карликом.

По мнению руководителя группы Г.Шовина (G.Chauvin; Европейская южная обсерватория), новая серия измерений убедительно свидетельствует, что объект 2M1207b - действительно спутник коричневого карлика 2M1207A, а значит, снимок, сделанный в 2004 г., на самом деле является первым изображением внесолнечной планеты. Это также первая планета, обнаруженная на таком большом расстоянии от центрального светила, - она удалена от карлика почти в два раза дальше, чем Нептун от Солнца.

Другая группа охотников за планетами, совершившая похожее открытие, проиграла команде Шовина всего пару месяцев, но зато открытый ими объект обращается не вокруг коричневого карлика, а вокруг «нормальной» молодой звезды GQ Волка, находящейся в облаке Lupus I - области звездообразования, расположенной в  4-5 сотнях световых лет от нас (Astron. and Astrophys. 2005. V.435. P.L13). Звезда GQ Волка - это, по-видимому, очень молодой объект, имеющий возраст от 100 тыс. до 2 млн лет, все еще окруженный диском. Астрономы наблюдали звезду GQ Волка в июне 2004 г. на телескопе VLT-Йепун. Серия снимков четко обозначила наличие слабого компаньона всего лишь в 0.7ўў от звезды. Если GQ Волка и ее слабый (в 250 раз слабее звезды) спутник действительно составляют пару, то расстояние между ними равно примерно 100 а.е.

Затем астрономы обнаружили, что звезда уже наблюдалась телескопом «Subaru» и космическим телескопом «Хаббл» в июле 2002 г. и апреле 1999 г. соответственно. На старых снимках также удалось определить координаты компаньона, что позволило точно измерить взаимное расположение двух объектов на интервале в несколько лет. Из этих измерений следует, что с 1999 по 2004 г. расстояние между ними не изменилось. Если бы слабый объект был объектом фона, отмечает руководитель группы Р.Нойхойзер (R.Neuhдuser; Йенский университет, Германия), мы увидели бы изменения в расстоянии между ним и звездой вследствие их собственного движения. С 1999 по 2004 г. расстояние между ними могло измениться на 0.15ўў, в то время как реальное изменение по крайней мере в 20 раз меньше.

В спектрах спутника GQ Волка видны типичные признаки очень холодного объекта, в частности, полосы воды и СО. Сравнение результатов наблюдений в инфракрасных лучах и спектральных данных с моделями атмосфер показало, что температура спутника заключена в пределах от 1600° до 2500°С, а его радиус в два раза больше радиуса Юпитера. К сожалению, традиционные теоретические модели дают оценку массы объекта от одной до 42 масс Юпитера, т.е. это может быть и планета, и коричневый карлик. Лучше всего для описания наблюдений подходит объект, имеющий массу в две массы Юпитера. Если этот результат подтвердится, то объект GQ Волка b станет самой молодой и самой яркой сфотографированной экзопланетой.

© Вибе Д.З.,
доктор физико-математических наук

Химия. Технология

Пряжа из многослойных нанотрубок

Нити из углеродных нанотрубок представляют практический интерес из-за хороших электрических характеристик и высокой прочности. Однако в результате недавних экспериментов выявлено значительное снижение удельной прочности нити по сравнению с индивидуальной нанотрубкой. Это противоречит теоретическим оценкам, учитывающим упрочняющее действие трения между составляющими нить нанотрубками. Возможная причина расхождения теории и практики - несовершенство технологии: для изготовления нитей берут нанотрубки, длина которых соизмерима с толщиной нити.

Значительно повысить качество нитей удалось американским исследователям из Института нанотехнологий (Даллас). Они использовали многослойные нанотрубки диаметром ~10 нм и длиной ~100 мкм, выращенные перпендикулярно поверхности кремниевой подложки в виде похожего на щетку массива методом химического осаждения (катализатором служила пленка из железа толщиной 5 нм, источником углерода - ацетилен в смеси с гелием, синтез длился 10 мин при 680°С).

Вытягивание нити из нанотрубок

Процесс получения пряжи проходил в несколько этапов, подобно тому как это делается в классическом текстильном производстве: из массива нанотрубок (его диаметр ~200 мкм) вытягивали и скручивали нить диаметром ~1 мкм (с 1 см2 заполненной нанотрубками подложки удавалось получить до 50 м нити), а из нее скручивали более толстую пряжу с диаметром нити ~20 и 50 мкм. Прочность на разрыв исходных нитей составляла 150-300 МПа, но когда их скручивали в пряжу по две, увеличивалась до 250-460 МПа; при смачивании нитей поливиниловым спиртом этот показатель возрастал в три-четыре раза (к тому же улучшались электрические характеристики). Узлы на прочность не влияли. После снятия нагрузки с нитей и даже после их разрезания они сохраняли угол скручивания благодаря трению между нанотрубками.

Пряжа и текстильные изделия из углеродных нанотрубок могут использоваться в медицине (например, для питания искусственных мышц), а также в других изделиях, где необходим материал, обладающий высокой удельной прочностью в сочетании с пластичностью и электропроводностью.

Science. 2004. V.306. №5700. P.1358-1361 (США);

Генетика

Вида - два, морфология - одна

У сибирского углозуба (Salamandrella keyserlingii), несмотря на самый большой среди земноводных ареал, отсутствует географическая изменчивость морфологических признаков (Берман Д.И. Идеальный приспособленец, или адаптивная стратегия сибирского углозуба // Природа. 2002. №10). Только для популяций Приморья зоологи отмечали некоторое своеобразие углозубов, впрочем, не нашедшее отражения в таксономическом статусе. На всем остальном пространстве ареала (от тундр до степей и от Тихого океана до северо-запада европейской России) углозубы «одинаковы» - подвиды выделить не удается. Предполагалось, что изменчивость, не отражаясь на морфологии, может проявляться на генетическом уровне. Подобные случаи генетической структурированности, казалось бы, монотипических видов, но на самом деле оказывающихся «сборными» (т.е. группой плохо морфологически различимых), описаны для ряда животных.

Д.И.Берман, М.В.Деренко, Б.А.Малярчук (Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, Магадан), А.П.Крюков (Биолого-почвенный институт ДВО РАН, Владивосток), Т.Гржибовский и  Д.Мишчицка-Шливка (Институт судебной медицины Медицинской академии им.Л.Рыдыгера, Быдгощ, Польша) проанализировали изменчивость нуклеотидных последовательностей гена цитохрома b митохондриальной ДНК (мтДНК) у 86 особей сибирского углозуба из пяти регионов: Чукотки, Магаданской обл., Сахалина, Приморья и Урала (окрестностей Екатеринбурга). Результаты сопоставлены с подобными данными по различным видам и родам семейств Hynobiidae и Salamandridae, хранящимся в базе данных «GenBank». В качестве внешней группы в филогенетическом анализе использованы нуклеотидные последовательности гена цитохрома b представителей трех видов рода Euproctus семейства Salamandridae. Для этого рода есть к тому же палеонтологические данные, позволившие провести максимально корректную калибровку «молекулярных часов»: скорость накопления мутаций в гене цитохрома b оценена в 0.77% различий за 1 млн лет.

В исследованной выборке зарегистрировано 15 вариантов (гаплотипов) гена цитохрома b, группирующихся в два крупных кластера: один сформирован исключительно вариантами мтДНК углозубов из Приморья, второй включает гаплотипы из остальных региональных выборок. Приморские углозубы отличаются от всех прочих 81-96 мутациями (9.8-11.6% дивергенции мтДНК). Это соответствует уровню межвидовых различий, описанных для 16 видов семейства Hynobiidae. Таким образом, выводы зоологов о своеобразии приморских углозубов получили генетическое подтверждение; теперь они выделены в отдельный вид - S.schrenckii. Высокая внутрипопуляционная изменчивость (1.86%) свидетельствует о значительном возрасте углозуба Шренка.

В остальной части ареала сибирского углозуба дивергенция мтДНК ничтожно мала: в объединенной магаданской, сахалинской, чукотской и уральской выборке она составляет всего лишь 0.38%. Низкий уровень не только морфологической, но и генетической изменчивости S.keyserlingii на огромном пространстве может быть следствием относительно быстрого формирования ареала в голоцене. Подобное стремительное расселение по Евразии в послеледниковье продемонстрировано, например, на результатах исследования филогеографической структуры большого пестрого дятла и других птиц. Так как углозубы вполне мирятся с низкими температурами и летом, и зимой, их ареал мог формироваться постепенно еще в холодные эпохи плейстоцена.

Соотношение возрастов и времени дивергенции двух видов углозубов.

Соотношение полученных по «молекулярным часам» оценок возрастов, отражающих уровень внутрипопуляционной изменчивости (углозуб Шренка - 2.4 млн лет, сибирский - 490 тыс. лет), и большая межвидовая дивергенция позволяют считать, что рассматриваемые виды соотносятся не как предок-потомок, а как два разновозрастных вида, предки которых отделились от общей ветви около 14 млн лет назад.

Морфологически углозуб Шренка и сибирский трудноразличимы, не каждая особь в настоящее время может быть идентифицирована без использования молекулярных методов. Это обстоятельство оправдывает применение к углозубу Шренка понятия «криптический» (скрытый) вид. Углозуб Шренка в пределах России выявлен на юге Приморья и Хабаровского края; сибирский углозуб здесь не найден.

Полученные материалы подтверждают оправданность выделения Salamandrella в качестве самостоятельного рода. В семействе Hynobiidae роды отличаются друг от друга 14.4-20% дивергенции гена цитохрома b; для Salamandrella это значение составляет 15.5-18.8%.

Доклады Академии наук. 2005. Т.403. №3. С.423-429 (Россия).

Популяционная и эволюционная генетика

База кариологических данных о голосеменных

Число хромосом - один из важных диагностических признаков вида. Он часто используется в систематических и флористических исследованиях, а также при выяснении филогенетических связей между отдельными видами, родами и классами. Все большее значение кариологические исследования приобретают в селекционных работах и в интродукции, для сохранения генетических ресурсов.

Кариологическое изучение растений началось еще в XIX в., и к настоящему времени накопилось огромное количество такого рода информации. Для ее анализа в последние десятилетия широко применяются компьютерные технологии.
В Институте леса им.В.Н.Сукачева СО РАН (Красноярск) создается база кариологической информации о голосеменных растениях, схема которой строится на систематической иерархии класс-порядок-семейство-подсемейство (триба)-род-подрод-вид. Для  каждой таксономической единицы дается небольшая морфологическая и кариологическая характеристика; для видов приводятся все числа хромосом в порядке возрастания, а также библиография. Информация хранится в электронном виде. Благодаря Системе управления базами данных «Access-2000» можно будет легко обновлять материалы (по мере необходимости), строить гистограммы распределения числа хромосом в пределах любой таксономической единицы, получать информацию обо всех видах с добавочными хромосомами (миксоплоидах и анеуплоидах) в пределах таксона любого ранга. Поскольку в банк данных вносятся все таксоны (как кариологически изученные, так и неисследованные), можно будет получить сведения о степени изученности каждого из них.

К настоящему времени база данных охватывает 650 видов растений (с указанием синонимов их названий), а библиографический список содержит около 1300 ссылок. Работа выполняется при финансовой поддержке интеграционного проекта СО РАН №145 и проекта РАН 12.1 «Разработка научных основ мониторинга разнообразия лесов Сибири».

© Князева С.Г.,
Муратова Е.Н.,
доктор биологических наук
Красноярск

Вирусология

Реконструирован вирус «испанки» 1918 года

Все вирусы гриппа отличаются высокой скоростью распространения (инфекционностью) и  время от времени вызывают эпидемии, порой охватывающие все континенты (пандемии). Однако человеческий грипп редко приводит к смерти (как правило, лишь престарелых и ослабленных людей). Но пандемия 1918 г. отличалась от всех предшествовавших и последующих очень тяжелым протеканием болезни и высокой смертностью среди молодых людей (вирулентностью). По разным оценкам, за один год от нее погибло от 20 до 50 млн человек, что в 2-5 раз превосходит боевые потери за все четыре года на всех фронтах Первой мировой войны. В связи с тревогами по поводу возможного распространения среди людей эпидемии «птичьего гриппа» особо актуально выяснение причин столь высокой вирулентности вируса «испанки».

Группе американских ученых из Медицинского института Вооруженных сил США (Вашингтон) удалось реконструировать этот вирус, используя образцы тканей из сохраненного в формалине биоптата легочной ткани одной из жертв эпидемии 1918 г., а также из замороженных, не подвергавшихся фиксации тканей другой жертвы этой эпидемии, похороненной на Аляске в ноябре 1918 г. в вечной мерзлоте. Из обоих источников удалось изолировать лишь отдельные фрагменты вирусной РНК. Но расшифровка их нуклеотидных последовательностей позволила методами генной инженерии реконструировать полную РНК вируса, содержащую восемь белок-кодирующих генов, и охарактеризовать их генные продукты. Затем эти восемь генов были «сшиты» в полный вирусный геном штамма 1918 г. С помощью бактериальных плазмид эти последовательности внедрили в живые клетки и получили инфекционные вирусные частицы, способные размножаться в организме подопытных животных (мышей), в развивающихся куриных эмбрионах и в культурах клеток.

Сравнение действия на животных и культуры клеток разных вариантов рекомбинантных вирусов, полученных вставкой в геном обычного вируса гриппа отдельных генов вируса «испанки», позволило выяснить причины необычно высокой вирулентности штамма 1918 г. Геном «испанки» содержал кодирующие последовательности гемагглютинина и нейраминидазы, двух белков, участвующих в прикрепления вирусной частицы к клетке-мишени. Без прикрепления вирусные частицы не могут заражать клетки и тем самым размножаться в тканях больного или в культурах клеток. При этом гемагглютинин должен быть активирован - энзиматически расщеплен. У других респираторных вирусов эту функцию выполняет протеолитический фермент трипсин, вырабатываемый в самом организме хозяина. У птиц и млекопитающих именно легочная ткань особо богата трипсином; в других тканях эти вирусы размножаются гораздо медленнее. Но вирус «испанки» мог расщеплять гемагглютинин с помощью кодируемой им нейраминидазы и реплицироваться в отсутствие трипсина.

Как полагают авторы работы, именно этим была обусловлена столь высокая летальность вируса 1918 г. В культурах клеток варианты вируса без фрагмента, кодирующего нейраминидазу, размножались лишь при добавлении трипсина. Полный реконструированный вирус действительно оказался, во-первых, высоковирулентным для мышей, намного превосходя в этом отношении все другие известные штаммы вирусов гриппа, и, во-вторых, мог размножаться в культурах клеток в отсутствие трипсина. Клиническая картина болезни и характер поражения легких у мышей были очень похожи на то, что описывали врачи и патологоанатомы у жертв пандемии 1918 г., и то, что наблюдали у людей, умерших в последние годы от азиатского «птичьего гриппа».

Результаты этого исследования открывают новые возможности поиска противовирусных препаратов, предназначенных для защиты от будущих эпидемий гриппа, подобных «испанке».

Science. 2005. V.310. №5745. P.28-29; 77-80 (США).

Этология

Пауки-скакунчики - двойное исключение

До недавнего времени на территории бывшего Советского Союза почти никто не занимался профессионально этологией пауков. Последние семь лет такие исследования ведет азербайджанский ученый Е.Гусейнов совместно с новозеландскими коллегами (Guseinov E., Cerveira A.M., Jackson R.R. // New Zealand Journal of Zoology. 2004. №31. P.291-303). Изучение вида Cyrba algerina (из семейства пауков-скакунчиков, Salticidae) в  природных популяциях (Апшеронский п-ов, Азербайджан) и в лабораторных условиях (Новая Зеландия) позволило выявить несколько интересных особенностей их поведения, две из которых заслуживают особого внимания.

До сих пор считалось, что в умеренных широтах Евразии аранеофагия (поедание других, неродственных пауков) свойственна всего двум семействам - Mimetidae и Palpimanidae. Среди скакунчиков же такой тип питания был известен лишь у пауков тропического рода Portia. И вот оказалось, что С.algerina (относящиеся к тому же подсемейству, что и Portia) - тоже аранеофаги. И хотя их рацион гораздо разнообразнее, львиную долю (55%) в нем составляют именно пауки (в основном из семейства Oecobiidae). Кстати, исследователи, будучи этологами, не обратили внимания на то, что северные границы ареалов хищника и жертвы совпадают. Возможно, С.algerina не встречается севернее именно из-за отсутствия там подходящей пищи.

Кроме того, выяснилось, что С.algerina способны охотиться в полной темноте. Это удивительный факт: скакунчики обладают наиболее совершенными среди пауков глазами, и все известные виды этого семейства охотятся на свету, ориентируясь исключительно визуально. С.algerina почти никогда не наблюдали при солнечном свете - в природе они живут и охотятся под камнями, а на открытую поверхность выходят, очевидно, только ночью. Для ориентации они используют две передние пары ног, которыми совершают своеобразные «плавательные» движения.

© Марусик Ю.М.,
Магадан

Экология

Дыхание Амазонки

Тропические леса Амазонии часто называют «легкими планеты» - в ходе фотосинтеза здесь связывается огромное количество углекислого газа атмосферы и выделяется соответствующее ему количество кислорода. Менее известно широкой публике то, что практически весь этот кислород в тех же лесах расходуется на дыхание бактерий и грибов, а в некоторой степени - животных и даже самих растений, разлагающих органическое вещество. При этом в атмосферу снова выделяется весь углекислый газ, ранее связанный растениями. Но какова роль самой реки Амазонки в этом обмене СО2 между сушей и атмосферой? На этот вопрос попыталась недавно ответить большая группа американских и бразильских ученых из Университета штата Вашингтон (Сиэтл) во главе с Э.Майоргой (Mayorga E., Aufdenkampe A.K., Masiello C.A. et al. // Nature. 2005. V.436. P.538-545.).

В течение 10 лет эти исследователи оценивали содержание разных форм углерода в Амазонке и ее притоках (от верховий до среднего и нижнего течения) и обнаружили, что река несет очень много этого элемента, причем не столько органического (взвешенного и растворенного), сколько неорганического (прежде всего в виде СО2). Такой результат согласуется с ранее полученными данными (Richey J.E., Melack J.M., Aufdenkampe A.K. et al. // Nature. 2002. V.416. P.617-620.), согласно которым количество углерода, отдаваемое Амазонкой и ее притоками в атмосферу в виде СО2, примерно в 10 раз превышает то, что сносится рекой в океан (причем как в органической, так и неорганической формах).
Очевидно, что растворенный в речных водах СО2 образуется при разложении поступающего в реку органического вещества, но каков его возраст, образовалось ли оно в процессе фотосинтеза недавно или уже давно захоронено и постепенно вымывается в ходе эрозии древних почв и горных пород?

Майорга и его коллеги попытались оценить возраст взвешенного в воде органического вещества по содержанию стабильного изотопа углерода 13С и радиоактивного изотопа 14С (последний, имеющий период полураспада 5730 лет, образуется в атмосфере под действием космических лучей). Выяснилось, что на разных отрезках реки в нее поступает органическое вещество разного возраста. В самых верховьях, где интенсивно идет эрозия, оно представлено в основном керогеном - рассеянным, но устойчивым к разложению органическим веществом, содержащимся в почвах и подстилающих породах (его возраст - сотни и даже тысячи лет). Однако в среднем и нижнем течении углерод, видимо, выпадает в речные осадки, а в воде начинает резко преобладать молодое органическое вещество, образовавшееся за несколько последних лет.
Авторы работы полагают, что весь круговорот углерода, выходящего из реки в атмосферу в виде СО2, а затем связываемый в ходе фотосинтеза и высвобождаемый грибами и бактериями при разложении отмершего органического вещества, происходит в Амазонии примерно за пять лет.

© Гиляров А.М.,
доктор биологических наук

Гидрометеорология

Чтобы в море не тонули корабли

С древнейших времен и до наших дней безопасность мореплавания существенно зависит от гидрометеорологических условий, прежде всего от сильных ветров и штормовых волн. Качественные пространственно-временные прогнозы этих элементов могли бы заметно уменьшить число аварий и кораблекрушений. Однако успешность морских прогнозов осложняется практическим отсутствием систематических измерений и наблюдений на открытых пространствах морей и океанов. Запросы практики удовлетворяются в основном справочными пособиями, которые составляются путем обобщения судовых измерений и наблюдений за достаточно продолжительные периоды в различных районах Мирового океана.

В самое последнее время появились исследования, использующие наиболее полные сведения об особо опасных и катастрофических гидрометеоявлениях в  районах, представляющих интерес для морского, военного и рыболовного флотов. Так, обработана информация о ветровых волнах и зыби по северной части Тихого океана за 12 лет (1968-1979). По специальной методике произведен расчет осредненных - режимных - характеристик высот волн, их повторяемости по градациям, месяцам, сезонам и годам. Выявлены зоны наиболее опасного волнения, самая значительная из которых расположена на 25-45°с.ш., 160-180°в.д. Здесь повторяемость волн высотой 8 м и более (градация, относящаяся к особо опасным и катастрофическим гидрометеорологическим явлениям) составляет около 15%, преимущественно в зимние месяцы. Такие результаты, наглядно представленные в виде карт, диаграмм и таблиц, служат убедительным предостережением для судоводителей (Полякова А.М., Сугак С.С. // Метеорология и гидрология. 2004. №2. С.79-87).

Самые опасные ураганные ветры и штормовые волны наблюдаются в районах образования и развития тропических циклонов, которые часто преобразуются в активные глубокие циклоны умеренных широт. В Гидрометцентре России создан банк данных об этих атмосферных вихрях во всех районах Мирового океана. Ураганы, тайфуны, тропические циклоны и циклоны отнесены к категории «тропические циклоны», число которых в банке составляет 2460 за 30 лет (1970-1999). Информация о них включает следующие параметры: название, координаты центра, время, стадии развития, минимальное атмосферное давление, максимальная скорость ветра, радиус областей максимальных скоростей ветра. Установлены шесть районов зарождения тропических циклонов: три в Тихом океане (северо-запад, северо-восток, юг), два в Индийском (север и юг) и один в Атлантическом. Введена их классификация по скоростям ветра: 15-17 м/с - тропическая депрессия, 18-23 м/с - тропический шторм, 24-32 м/с - сильный тропический шторм, более 32 м/с - тропический циклон. Радиус максимальных ветров изменяется от 40 до 150 км, в его пределах скорости ветра изменяются от 18 до 36 м/с. Отмечены экстремальные скорости: 78 м/с в северо-западной части Тихого океана, 87 м/с в Атлантическом океане. Скорость перемещения центра циклона составляет в среднем 10 м/с, т.е. примерно 900 км/сут. Скорости максимальных ветров и скорости перемещения центров тропических циклонов независимы друг от друга. Атмосферное давление может опускаться до 720 мм. Из  района в район тропические циклоны не переходят. Продолжительность существования тропических циклонов изменяется от нескольких часов до нескольких суток. Они возникают быстро, а затухают медленно (Добрышман Е.М., Иванидзе Т.Г., Кружкова Т.С., Макарова М.Е. // Метеорология и гидрология. 2002. №4. С.5-16).

На основе банка данных в Гидрометцентре рассчитаны нормативные средние за 30 лет параметры. Установлена связь этих параметров с особенностями атмосферной циркуляции и физико-географическими условиями в районах деятельности тропических циклонов. Например, циклоны северо-западной части Тихого океана чаще других выходят на островные и материковые области, представляя наибольшую опасность для густонаселенных местностей Японии, Кореи и Китая. Тропические циклоны Атлантики обычно преобразуются в активные глубокие циклоны умеренных широт, определяющие погоду Северной Америки и Европы и, в частности, вызывающие штормовые нагоны Северного и Балтийского морей, в том числе наводнения в Петербурге. Большинство экстремальных параметров тропических циклонов приходится на Северное полушарие, что определяет их основной вклад в глобальный циклогенез (Кружкова Т.С., Иванидзе Т.Г., Макарова М.Е. // Метеорология и гидрология. 2003. №9. С.16-21).

Хотя составление пособий для мореплавания на основе осреднения многолетних гидрометеорологических материалов является основным методом, разрабатываются приемы и способы непосредственных измерений высот и периодов морских и океанских волн, например, по измерениям на сейсмических станциях. Специалистами предложен сейсмический способ мониторинга океанских циклонов и надежного определения характеристик атмосферных процессов (Табулевич В.Н., Потапов В.А. и др. // Физика атмосферы и океана. 2005. Т.41. №4. С.571-576).